Легенды радио
Юрий Летунов
(1926 — 1984)
«Вот уже много лет я пытаюсь для себя открыть законы творчества, и всё время мне кажется, что они где-то рядом. Рядом, но не даются»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​

Юрий Летунов был харизматичным и талантливым руководителем радиостанции «Маяк», создателем телепрограммы «Время» и первым, кто рассказал по радио о полетах в космос. При этом Летунов оставался довольно скромным человеком, о его личной жизни и молодости почти ничего не известно. Подробнее о главном редакторе «Последних известий» и пытливом репортере читайте в материале РАДИО «Моховая, 9».

1953
1953
Начал работу корреспондентом в «Последних известиях»
1954-1964
1954-1964
Получил должность редактора «Последних известий»
1 августа 1964
1 августа 1964
Впервые вышел в эфир радиостанции «Маяк», которая была создана при его участии
1965
1965
Начал освещать тему освоения космоса
1966—1968
1966—1968
Занял должность главного редактора радиостанции «Маяк»
1970
1970
Стал главным редактором телепрограммы «Время»

Путь в журналистику

Юрий Летунов родился 26 октября 1926 года в Сибири, в городе Томске. Там он провел свое детство и юность. В 1952 году окончил Всесоюзный юридический институт и сразу же начал работать в «Последних известиях».
«Не думая о карьере, я прошел путь от репортера до главного редактора. Был у истоков создания «Маяка» и программы «Время». Попробовал свои возможности в написании текстовых информаций, в ведении эфирных репортажей, подготовке радиопередач на магнитофонной пленке, делал кинофильмы, был автором статей и и книг. Не раз испытал творческую радость»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
В 1953 году Летунов впервые попал в редакцию «Последних известий». Радиокомитет, по воспоминаниям журналиста, находился тогда недалеко от площади Пушкина, в Путинковском переулке, на третьем этаже старого четырехэтажного здания. Позже журналист с теплотой вспоминал, что именно там его научили бережно работать с рукописями, уважительно относиться не только к тексту, но и к автору. Да и учиться профессии приходилось самостоятельно, потому что тогда ещё не было специальных отделений, которые бы готовили радиожурналистов



«Мы учились на практике у старших товарищей, потом сидели в библиотеках, собирая по крупицам историю того дела, которому служили»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»

«По-моему, великое счастье для коллектива, если так влюбленно и уважительно о своей работе говорят и думают рядовые сотрудники. Дело информации - коллективное дело. В "Последних известиях" многое зависит не только от тех, кто связан с телетайпными листами, магнитофонной пленкой, кто пишет и редактирует, но и от курьеров, которых теперь почему-то стали называть экспедиторами»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​

Создание радиостанции «Маяк»

«Маяк» — радио неожиданностей
Юрий Летунов
по воспоминаниям Владимира Чурикова
«Позывные тревог и надежд. "Маяк". 40 лет в эфире»

«Маяк» создавали на базе редакции «Последних известий» как альтернативу «Голосу Америки». Предполагалось избавиться от торжественно-безапелляционного тона, изменить стиль работы над материалами. Летунов принимал активное участие в создании радиостанции, а в 1965 году стал её главным редактором. Эту должность он занимал до 1968 года.
«Работая главным редактором, я постоянно занимался изучением вопросов управления. Много времени и внимания было этому было уделено при создании структуры радиопрограммы "Маяк"»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Владимир Чуриков вспоминает, как создавались позывные «Маяка». Дело в том, что в их основу легла песня «Подмосковные вечера». В исполнении В. Трошина она была крайне популярна и в Советском Союзе, и за границей. Судьбу позывных решил Летунов.
Один из известных наших композиторов говорил: «Да что же это за позывные, которые ассоциируются со словами «не слышны в саду даже шорохи». Шорохи даже не слышны, а вы их позывными».
Как было на самом деле, сейчас уже трудно восстановить, но есть версия, что точку поставил один из тогдашних руководителей информационной службы Юрий Летунов. У него была невероятная интуиция на всё. Многоталантливый был человек и широко образованный. Он всегда зажигал вокруг атмосферу творчества, фонтанировал идеями
Владимир Чуриков
«Позывные тревог и надежд. "Маяк". 40 лет в эфире»
Песня В.Соловьёва-Седого и М.Матусовского «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина. Из архива Гостелерадиофонда
Во время работы на радио Летунов объездил практически всю страну, организовал 11 выездных редакций.
«Я много ездил, жаль, что репортерская спешка не дала возможности узнать поглубже увиденное, но какое-то собственное представление о мире у меня есть…»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Магнитные ленты, на которые вначале записывали радиоматериалы, отличались от кинопленки лишь шириной, и требовали такого же аккуратного обращения
«...Мне приходилось коротать ночь в пахнущих карболкой вокзалах и останавливаться в апартаментах для коронованных особ в отеле Монте-Карло… Я видел национальных героев, видел в деле хлеборобов, шахтеров, рыбаков, геологов, доярок, встречался с хулиганами, бродягами, был гостем знаменитостей кино и театра и даже одного американского миллионера. Вел передачи о встречах великих людей современности, чьи имена вошли в новейшую историю»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​

Отношение к работе

Летунов по-настоящему любил свою работу, отдавался ей целиком. Он был требовательным и к себе, и к коллегам, иногда даже жестоким.
Требовательность сочеталась с удивительной заботой: Летунов часто выгораживал коллег перед начальством, помогал решать проблемы, которые никак не касались работы.
Он считал журналистику творческой профессией, зажигал людей вокруг себя.
Вот он идет по коридору в новой дубленке оранжевой. Все кричат: "Летунов в дубленке!" Все выглядывают. Он проходит мимо, и, как ветер, вдруг, и все оживляются, начинают думать: надо это сделать, вот это сделать
Александр Тихомиров
бывший научный обозреватель радиостанции "Маяк"
Летунову нравилось с помощью репортажа пытаться передать то, что он сам пережил. Он постоянно стремился совершенствоваться, подчеркивал, что нельзя останавливаться на достигнутом и учиться надо всю жизнь.
«Меня тогда захватил жанр репортажа. Хотелось постичь таинство звуковых документов, звуковых фотографий, понять, как это можно рисовать звуком, делать видимым то, что незримо. Это потом, спустя годы, я понял, что мало уметь «уложить» репортаж, точно разместить на плёнке свои и выступающего слова, обрамить их шумами и музыкой. Надо ещё очень многое знать и уметь. И главное — найти свою тему, свой подход к её решению»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Он всегда знал, как должен звучать ещё не написанный материал, держал в голове результат, к которому стремился.
«Долгие годы работы на радио, затем на телевидении научили меня слышать и видеть передачу задолго до её появления в эфире. Ещё не написан текст, только возник замысел, и я чувствую архитектонику передачи»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
На фотографии — Юрий Летунов и конструктор ракет Владимир Николаевич Челомей
«Журналист, как актер, спортсмен или врач, всегда должен находиться в хорошей форме. У него не может быть чувства самоуспокоенности - ведь жизнь стремительно движется вперед, и он должен соответствовать ей не только своими знаниями, но и мастерством»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Летунов относился с огромным пиететом к культуре русского языка. Выступая в эфире, он сам приводил примеры засорения радиоязыка, когда слова теряли свою силу, переставали действовать на слушателя.
«Рамки любой радиопередачи ограничены тем временем, которое выделено ей в эфире. Но, будет ли это трёхминутный репортаж или часовая передача с включением многих записей, она должна иметь ту внутреннюю драматургию, которая позволит наиболее рационально использовать отведённое время»

«Мне кажется, что иногда при монтаже некоторые корреспонденты недооценивают паузу. А напрасно. Вспомните, как работают паузы у мастера слова Юрия Левитана. Когда он торжественные передачи, привычные слова «Говорит Москва!» приобретают очень большой смысл, и кроме интонации многое зависит от ритма, паузы»

«...всегда надо искать факт, который заинтересует. Всегда надо писать о том, что тебя взволновало, что пережил ты сам»

«В журналистике, как и в литературе всё начинается с доверия к автору»

«Душа информации – новость. Факт, составляющий основу информации, одновременно должен содержать новое»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​

Летунов и космос

«Нельзя не вспомнить командировки, целину и космодром, потому что там судьба столкнула меня с интереснейшими людьми»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Он был необычайно энергичным, он пролетал по коридору нашего радиодома так стремительно, что с ним не успевали поздороваться. Талант журналиста, писателя - это главный талант Летунова
Людмила Болотова
доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ
Космическая сфера волновала и привлекала Летунова, он был первым журналистом, которому разрешили её освещать. В своих книгах он с особым трепетом вспоминает всё, что связано с космодромом.
Схема первого космического корабля «Восток»
«На ночной аэродром примчался задолго до отлета. Шел дождь. В его пелене пропадали высокие сосны, а на бетоне растворялись очертания самолётов. Заходить в здание не хотелось: вдруг сейчас пройдут космонавты»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
«Космонавтика — это звездоплавание, наука, изучающая возможность полетов летательных аппаратов в мировом пространстве. Космонавтика — это ракеты и двигатели, машиностроение и металлургия, химия и электроника. Космонавтика — это научно-технический потенциал страны. Космонавтика — это люди»

Юрий Летунов
«Говорит космодром»

«Весть о старте «Востока» застала меня в Армении… Как я завидовал тогда тем, кто был на космодроме, кто потом пожал руку космонавта на земле! Часами слушал радио, знакомые голоса репортеров. Москва готовилась к торжественной встрече. И для передачи с Красной площади мне поручили сделать репортаж из Бюраканской астрофизической обсерватории»

Юрий Летунов
«Говорит космодром»
Летунова космонавты любили, он дружил с Королёвым. Журналисту удалось уговорить Главного конструктора выступить на радио. Юрий Александрович даже готовился к тому, чтобы самостоятельно побывать в космосе, но проект в итоге закрыли.
Сергей Павлович Королёв, Главный конструктор, с Юрием Гагариным
«После полёта "Восхода-2", после выхода Алексея Леонова в космос, после того, как по радио прозвучали оперативные репортажи, было решено подготовить большой документальный очерк "Время, космос, мы". Работали над ним долго. Наконец, всё было закончено. В очерке много места занимали записи бесед с С.П.Королёвым, и я считал нужным узнать его мнение. Переписал пленку для любительского магнитофона и 20 мая 1965 года позвонил Сергею Павловичу. Он был в кабинете.
-Ну что делать с вами?.. Могу послушать то, что относится ко мне.
- Передача звучит полтора часа.
- Я понимаю. Но смогу прослушать только то, что относится ко мне.
- Тогда нужно слушать всё!
- Да?! Спасибо за желание побольше рассказать о нас. Но, повторяю, бюджет времени ограничен. Сегодня буду работать до победного. Завтра побуду дома часиков до одиннадцати, а в понедельник уже в три улетаю. Главный конструктор не принадлежит себе. Что же делать, как вам помочь?
- Время терпит, и, предвидя занятость Главного конструктора, я предусмотрительно все переписал на магнитофонную пленку, которую и хочу Вам передать.
- Молодец, что настойчив! Без этого нельзя в любом деле. Хорошо, я все прослушаю на космодроме. Куда прислать за пакетом?»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
У Летунова была привычка: собирать звуки космодрома для собственной коллекции. Журналист полагал, что космодром живет своей жизнью, ему хотелось её запечатлеть. Из таких случайных историй родилась книга «Говорит космодром».
Наиболее узнаваемые лица советской космонавтики: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов
«Теперь же нам предстояло присутствовать при старте женщины в космос. Журналисты стали вспоминать свои встречи с девушками из отряда космонавтов. К полету были готовы три девушки: Нина - инженер, мастер парашютного спорта, Жанна - преподаватель иностранных языков, тоже спортсменка, Валя - ткачиха из Ярославля, занимавшаяся в аэроклубе. Кто полетит, будет решать Государственная комиссия, но почему-то все были уверены, что выберут Валентину Терешкову. Мои коллеги уже успели побывать у нее на родине, собрать материал. Мне же предстояла первая встреча. Как рассказать о космонавтах? Как ответить на многие вопросы, которые интересуют тебя не меньше, чем твоих слушателей? Ответить можно только наблюдательностью, сбором интересного материала и осмыслением его»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​
Валентина Терешкова
Летунов жил космосом и так много сил и времени посвятил теме его освоения, что его имя даже увековечили в звездном пространстве. В честь Юрия Александровича назвали астероид номер 5827.
«Космодром требует слов простых и мужественных, как люди, которые связаны с ним. И точных. Ведь на космодроме счет ведется на сотые доли секунды, в приборах космического корабля "допуск" разешен в миллимикроны. "Ладно", "потом", "сойдет", "успею"... - таких слов здесь не услышишь»

Юрий Летунов
«Что скажешь людям»​

Телевизионная карьера

С 1969 по 1977 года Летунов занимал должность главного редактора Главной редакции информации Центрального телевидения СССР. Многие признают Юрия Александровича отцом-основателем программы «Время», хотя она появилась за два года до его прихода. Но именно он ввел новые стандарты в работе советского телевидения и улучшил качество материалов, выпускаемых в эфир. За это Летунов был награжден Государственной премией СССР.
Он сумел буквально за месяц-полтора так перестроить работу, что когда он ушел в отпуск, наш коллектив отправил ему такую шутливую телеграмму: "Вся программа отдыхает вместе с Вами"
по воспоминаниям А. Тихомирова
Летунову удалось вывести программу «Время» на один уровень с зарубежными аналогами. Он сам подбирал дикторов, читавших новости. Его целью было найти таких людей, которые вызвали бы доверие у всей аудитории. Летунову это удалось: дикторов, отобранных им, зрители обожали. Юрий Александрович создал программу, которую смотрела вся страна. С 1978 года Летунов занимал позицию политического обозревателя Центрального телевидения СССР. Он вёл общественно-политический еженедельник «Новое обозрение» и был отличным политическим обозревателем. Все сотрудники редакции восхищались и организационными способностями Летунова, и его неординарностью. Он был профессионалом во всем.
Рядом с Юрией Летуновым дикторы Аза Лихитченко и Игорь Кириллов